Домой Спорт От триумфа до шокирующего позора. История «крупнейшего мошенника» в спорте

От триумфа до шокирующего позора. История «крупнейшего мошенника» в спорте

220
0

Содержание


            От триумфа до шокирующего позора. История "крупнейшего мошенника" в спорте

«Вести» продолжают серию публикаций об истории украинского спорта и героев, приносивших спортивную славу Украине на мировых и олимпийских аренах. В предыдущей статье мы рассказывали об абсолютном чемпионе двух Олимпиад по спортивной гимнастике Викторе Чукарине, который привез с Игр в Хельсинки-1952 и Мельбурне-1956 одиннадцать медалей, из которых семь — золотые.

А сегодня речь пойдет о пятиборце Борисе Онищенко. У этого спорт­смена удивительная спортивная судьба, полная ярких побед, драматических поражений и… позора на самом финише карьеры. Вице-чемпиона Игр в Мехико-1968 и чемпиона Мюнхена-1972 после Олимпиады-1976 в канадском Монреале начали называть одним из величайших мошенников в истории спорта.

Борис Онищенко родился в 1937 году в селе Березняки Полтавской области, а на протяжении всей карьеры представлял Киев и спортивное общество «Динамо». Спортом он занялся довольно поздно. Война и послевоенные годы не давали парню, тем более в сельской местности, возможности заниматься пятиборьем, которое включает в себя и плавание, и бег, и стрельбу, и выездку (конный спорт), и, наконец, фехтование. Впрочем, увидев этот спорт впервые в 13-летнем возрасте, Онищенко влюбился в него без памяти. Особенно хорошо у него получалось фехтование, а в сборной СССР спустя много лет он был признанным лидером именно в этом виде.

После начала занятий в спортивной секции карьера Онищенко уже была предначертана. В 18 лет он переезжает в столицу Украины, где поступает в Киевский государственный институт физической культуры, а спустя пять лет получает диплом о высшем образовании. Впрочем, из-за позднего начала занятий этим видом спорта успехи к Борису пришли тоже уже в солидном возрасте. Ждать пришлось фактически до 30-летия.

 

Годы триумфа…

Первого всемирного признания Онищенко добился в 1967-м, когда поехал на первенство мира и стал третьим в составе команды. А лидером сборной СССР он утвердился два года спустя, в 1969-м, когда выиграл чемпионат СССР. Наконец, в этом же году ему покорилась первая мировая вершина: Онищенко выиграл чемпионат мира в командном зачете, а в 1971-м стал сильнейшим пятиборцем планеты — чемпионом мира в личном зачете. Он же считался одной из главных надежд советского спорта на Олимпиаде-1972, а на подхвате у него были Павел Леднев и Владимир Шмелев — в будущем еще более титулованные пятиборцы.

Правда, в личном зачете мюнхенской Олимпиады Борис Онищенко уступил венгру Андрашу Бальцо, но в командном турнире советская сборная была неудержимой. И Онищенко вместе с партнерами по команде получил заслуженную золотую олимпийскую медаль. Казалось бы, хватит, пора остановиться, ведь ему уже 35 лет. Но нет, Борис считает проигрыш Бальцо несправедливым и… остается в большом спорте на следующий олимпийский цикл. Победа венгра действительно была спорной. Накануне решающего кросса, во время стрелковых соревнований, венгр дважды выстрелил в одну мишень. Правилами это было запрещено и вело к дисквалификации, но судьи внимания на ошибку не обратили. Онищенко посчитал, что у него отобрали победу, и эта мысль заставила его остаться в спорте до следующих Игр. К тому же на чемпионатах мира в 1973 и 1974 годах он становится чемпионом мира в команде, а в личном первенстве — вице-чемпионом мира, продолжая оставаться одним из лучших атлетов мира. И на Игры-1976 Онищенко приезжает с одной-единственной целью: стать олимпийским чемпионом в личном зачете.

Правда, главный соперник — Бальцо — завершил карьеру в 1972-м, и теперь у Онищенко были совсем другие соперники. Он сражался с поляком Янушем Пычак-Печаком и чехом Яном Барту, а также с британцами Дэнни Найтингейлом, Адрианом Паркером и Джереми Фоксом.

…И позора

Перед началом турнира шпажистов на Играх-1976 сборная СССР шла на восьмом месте. Впрочем, все относились к этому спокойно, так как знали, что фехтование — главная советская дисциплина и Онищенко положение команды поправит. Все шло по плану. И действительно, Борис побеждал всех соперников подряд.

Но во время боя с лидером сборной Великобритании Джереми Фоксом случилось непонятное. Британец неожиданно отклонился назад, и шпага Онищенко его не задела, остановившись почти в 15 см от груди Фокса. Однако за спиной его соперника все равно загорелась лампочка, сигнализирующая о нанесенном уколе. Фокс потребовал экспертизы оружия Онищенко, предполагался технический сбой, самопроизвольное короткое замыкание цепи электрической фиксации укола. После замены шпаги Онищенко таки победил англичанина новой шпагой и далее продолжил побеждать, выиграв восемь из оставшихся девяти боев. Победил не зря, ведь он был лучшим фехтовальщиком в сборной СССР по современному пятиборью того периода.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Жена Усика показала, что русские сделали с их домом: фото

Но через несколько минут по окончании боя с Фоксом экспертиза шпаги Онищенко выявила мошенничество. В ее рукоятку была вмонтирована кнопка, замаскированная замшей, а нажатием этой кнопки можно было в любой момент замкнуть электрическую цепь, которая включала судейскую лампочку, и фиксировалось нанесение укола. Онищенко сказал, что шпага не была его личной собственностью, а принадлежала сборной СССР, и даже попытался как-то оправдаться. Но жюри, внимательно выслушав спортсмена, сочло его объяснение неубедительным. «Это была настоящая инженерная работа. Не любительская. Им нужно было разобрать оружие, чтобы обнаружить систему«, — передал слова менеджера британской команды The Guardian.

Когда хитрость чемпиона раскрылась, он выскользнул из зала, притормозив только, чтобы сказать Джереми Фоксу: «Извини, извини». Больше на широкой публике Онищенко не появлялся никогда. Спортсмен тут же был дисквалифицирован, а сборная СССР — фаворит соревнований в командном зачете — лишилась возможности бороться за медали.

В итоге в командном турнире победили британцы, хотя Фокс был настолько шокирован произошедшим, что из-за волнения едва не подвел команду в стрельбе. Он прилюдно защищал Онищенко, отказываясь верить в то, что мошенничество было систематическим. Вину с соперника он перекладывал на советский режим, при котором, как он утверждал, на спортсменов всячески давили. Кроме того, британец настаивал, что Онищенко сумел победить без кнопки, уже когда ему заменили оружие, «честной» шпагой, а значит, нельзя отрицать его талант.

«Мы не были близкими друзьями, но часто вместе пили водку после соревнований. У нас были хорошие отношения. Тот случай… Это трагедия. И для самого Бориса в особенности. Я убежден, что его товарищи по команде не имели к этому никакого отношения. В СССР от спорт­сменов требовали победы любой ценой. Мы были просто раздавлены, и я страдаю вместе с русскими. Это был такой спорт. Его разоблачили, и он остановился возле меня и попросил прощения«, — вспоминал Фокс.

Полное забвение

Любопытно, что на Играх в Монреале советская делегация была одной из самых многочисленных, около 600 человек — тренеров и атлетов. И случившееся с Онищенко было тяжелым ударом по репутации всей сборной. Так что продолжительных разбирательств любым путем нужно было избежать. Более того, ему на полном серьезе угрожали расправой, а в одну из ночей едва не выбросили из окна — по неподтвержденной информации, это задумали члены волейбольной команды. Онищенко срочно посадили в самолет до Москвы, оставаться в Канаде было опасно.

«Через два месяца до Запада дошли новости о судьбе Онищенко. Он был вызван к Леониду Брежневу для личного выговора, уволен из Красной армии, оштрафован на 5000 рублей, лишен всех спортивных наград и теперь работал таксистом в Киеве. С тех пор о нем ничего не было слышно«, — писал The Guardian в 2012 году.

Да, он встретился один на один с генсеком КПСС Леонидом Брежневым за закрытыми дверями. Да, олимпийского чемпиона исключили из партии, выгнали из армии, лишили всех государственных наград, назначили штраф и пожизненно дисквалифицировали. Его портреты пропали с досок почета, марки с его фотографиями были сняты с печати, на собраниях молодежи его никогда больше не ставили в пример. А вот с работой в такси, пожалуй, британские газетчики погорячились. В дальнейшем судьба смилостивилась над олимпийским чемпионом — 1972. Ведь спортивных наград до Игр-1976 его никто не лишал и не собирался этого делать.

В 1977 году он был назначен директором киевской учебно-спортивной базы «Атлет», которая располагалась на территории Республиканского стадиона (ныне — НСК «Олимпийский»). На этой должности он проработал более 30 лет, почти до конца нулевых.

В нынешнем году великому спорт­смену (иначе и не назовешь олимпийского чемпиона) и великому обманщику исполнится 84 года. Но за все это время, даже после распада СССР, он ни разу не пролил свет на те события. Его много раз просили об интервью или хотя бы коротком комментарии. Чтобы спортсмен, в конце концов, рассказал свою версию произошедшего. Но Борис Онищенко, кажется, так и унесет тайну Монреаля-1976 с собой…